Для проведения магистралей различного назначения, помимо основных элементов, применяются опоры стальных трубопроводов. По назначению и конструктивным особенностям их подразделяют на подвижные и неподвижные. Наиболее известен второй вариант.
Разновидностей систем трубопроводов довольно много. Их назначение – перемещение различных веществ из одного места в другое. Трубопроводные магистрали сооружаются в промышленных целях и для обеспечения технических и жилых сооружений газом, водой и теплом. В производственных помещениях посредством трубопроводов обеспечивается приточно-вытяжная вентиляция. В зависимости от перемещаемой среды, используются паропроводы, водопроводы, нефтепроводы и газопроводы. Надежность этих магистралей зависит от прочности конструкции. Ее обеспечивают применение опоры стальных трубопроводов, которые не дают элементам магистрали провисать.
В обустройстве магистралей могут применяться опоры различного вида. Их выбор зависит от следующих нюансов:
Для определения надежности опор были созданы стандарты. По ним температура среды, в которой будут эксплуатироваться элементы, не должна опускаться ниже 70ºC. Также они обеспечиваются прочностью, способной выдержать вес труб с его максимальным значением при транспортировке веществ с температурой в диапазоне 0-450º и предельным давлением в 10 МПа. В обустройстве трубопроводных магистралей наиболее часто примененяют опоры стальных трубопроводов неподвижные, которые максимально подходят под данные условия эксплуатации.
Конструктивные элементы неподвижных опор:
Именно на опоры приходится основная нагрузка. Поэтому они должны выдерживать максимальный вес наполненного трубопровода. Опорные устройства должны защищать магистраль от деформации. Гидроизоляция опоры может выполняться из полиэтилена или оцинкованной жести. В качестве теплоизоляции применяют пенополиуретан. Изоляционный слой покрывают термоусадочной лентой, защищающей конструкцию от внешнего воздействия. Во избежание коррозии элементов, при применение опоры неподвижной, она подвергаются оцинковке.
Дополнительную устойчивость конструкции придают железобетонные щиты. Они создают основание для крепления опор. Между ними образуется определенное расстояние, что позволяет делить магистраль на участки. Благодаря этому, облегчается расчет пути прокладки магистрали и величины нагрузки. Деление на участки упрощает техническое обслуживание конструктивных элементов трубопровода. Температурные перепады оказывают негативное влияние на его прочность. Поэтому для их сглаживания устанавливают сильфонные компенсаторы, которые располагают между двумя соседними опорами. Длина отдельно взятого участка рассчитывается с учетом их компенсирующей способности.
Сейчас, наиболее часто применяются лобовые опоры. Из них предпочтение отдается двухопорным и четырехопорным. Их подразделяют на следующие разновидности: