Перекачивание и транспортировка различных сред осуществляется с применением трубопроводов. Они состоят из различных деталей, которые отличаются своим назначением и конструкцией. Основные составные части трубопровода обеспечивают поворот, изменения диаметра и объем транспортируемых жидких, сухих и газообразных сред.
Наиболее распространенным материалом для изготовления трубопроводов и комплектующих для них является металл. Он выдерживает широкий диапазон температур, давления. Металлические части трубопроводных магистралей устойчивы к воздействию различных химических веществ. Герметичность стыков трубопроводов обеспечивает соединение фланцевого или приварного формата. Благодаря превосходным эксплуатационным качествам, трубопроводы широко применяются в различных ресурсоснабжающих системах и технологических процедурах. Они востребованы в нефтегазовой отрасли, промышленности, жилищно-бытовой области и т.д.
Основные составные элементы трубопроводных систем обеспечивают изменение направления движения сред, регулировку потока, а также устойчивость конструкции трубопроводной магистрали к воздействию различных явлений. Они включают следующие детали:
Они отличаются разным строением и функциональными особенностями. При этом, многие являются неотъемлемой частью многих современных трубопроводных сетей бытового, промышленного и другого назначения.
Изменить направление прямолинейной трубы на определенный градус позволяет установка отводов. Эти части технологических или ресурсоснабжающих магистралей производятся из стальных сплавов обычного класса, а также из сталей с высокой стойкостью к коррозионным явлениям или охлаждению, сталей легированного состава, чугуна, пластика и т.д.
Радиус изгиба этих составляющих частей трубопровода составляет 15, 30, 45, 60, 80, 90 и 180⁰. Также их поворот может соответствовать 1 и 1,5 значениям условного диаметра.
По технологии изготовления отводы бывают:
Соединить 2 трубы с разными диаметрами способны детали-переходы. Эти составные части трубопровода выпускаются из различных марок стали, тип которых определяется рабочей средой.
По конструкции соединительные переходы производятся 2 видов:
Первые предназначены для совмещения 2 разноформатных труб по центральной оси. Этот вид переходного элемента изготавливают по технологии штампования, либо центробежного литья.
Стыковка эксцентрическими переходами проводится по нижней линии, которая образует продолжение коммуникаций.
Подключение к трубе дополнительных разветвлений магистрали осуществляется с помощью тройников. Они обеспечивают в зависимости от направления движения сред: деление потока на 2 части, либо объединение 2 линий. Их конструктивное исполнение может быть переходным или равнопроходным.
По технологии изготовления тройники разделяют на сварные, штампованные и литые.
Краны, задвижки и клапаны позволяют регулировать степень давления в трубопроводе, полностью ограничивать транспортировку жидких, газообразных сред по трубе.
Обеспечить закрытие торцевых отверстий трубопроводов, сделать из трубы емкость позволяют специальные заглушки и днища.
По особенностям конструктивного решения заглушки выпускаются эллиптическими и фланцевыми. Основной технологией производства этих деталей является штамповка.
Подсоединить к трубопроводным сетям запорную арматуру, другие части магистралей можно с помощью фланца. Такие детали по конструкции производятся следующих модификаций:
Фланцы изготавливаются способом горячего штампования, листовой гибки полосы стали, газовой вырезки, центробежного электрошлакового литья, ковки.
Закрепить фланцевые соединения помогает крепеж. В качестве этих деталей применяются гайки, болты, шпильки, шайбы, кран.
Предупредить повреждение трубопроводов в местах контакта с опорной конструкцией, а также зафиксировать трубы в проектном расположении позволяют специальные детали – опоры. Их основным назначением является восприятие нагрузок, воздействующих на магистраль, а также передача на строительные сооружения. Также опоры трубопроводов выступают в качестве деталей, которые погашают вибрации и регулируют напряжения в коммуникационной сети.
Производство опорных деталей осуществляется в соответствии с ГОСТ 22130-86 и других стандартов. Конструктивное исполнение этих составляющих трубопроводов может быть подвижным и неподвижным. Среди вторых выделяют шарнирные и абсолютно неподвижные, которые предназначены для блокировки колебаний магистрали по линейному и линейно-угловому направлению соответственно.
Защитить трубопроводы газорегуляторных систем от воздействия блуждающих токов предназначены изолирующие соединения. Они устанавливаются на вертикальных сетевых линиях стояках, блоках входа и выхода с газораспределительных пунктов, перед газорегуляторной установкой. Их монтаж определяется конфигурацией, которая может быть разъемной (фланцевой), либо неразъемной (приварные).
Предотвратить повреждение трубопроводов от напряжений, которые возникают в них от теплового расширения, деформационного изменения структуры грунта и других влияний, помогают специальные детали трубопроводов в виде компенсаторов.
Составные части трубопровода зачастую эксплуатируются в различных температурных режимах, при широком диапазоне давления. Воздействия на них атмосферных, геологических, технических процессов требуют высокого запаса прочности. Поэтому длительный срок службы трубопроводных магистралей обеспечивает применение только качественных деталей, которые изготовлены из износостойких материалов и по конструктивному исполнению соответствуют всем техническим параметрам межгосударственных стандартов.